Уникальную нишу на российском музейном рынке создала Елена Крылова, и она имеет прямое отношение к вендингу. В свое время Елена отметила, что российские музей в отличие от западных, практически не торгуют сувенирами. Тогда она написала для Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства концепцию и бизнес-план торговой точки. Торговыми точками стали вендинговые автоматы.
Было заказано четыре вендинговых аппарата, которые на данный момент установлены в центре дизайна Artplay. Автоматы реализуют сувениры и украшения авторского (дизайнерского) производства. Есть договоры на установку этих автоматов с магазинами музеев Московского Кремля, идут переговоры с Государственной Третьяковской галереей.
Изначальный объем инвестиций в компанию по продаже сувениров через торговые автоматы составил 100 тысяч рублей. Сфера деятельности компании - производство и продажа сувениров в музеях и через вендинговые аппараты на арт-площадках. Компания была создана в 2009 году, за декабрь 2011 года ее выручка составила 123 тыс. рублей.
Главное проблема, как отмечает Елена в том, что люди зачастую не замечают автоматы компании, думая, что в них продаются снеки, поэтому необходимо делать автоматы более привлекательными. Кроме того покупатель не видит какой сувенир он покупает (под продажу сувениров адаптированы электронные автоматы по продаже бахил в капсулах) и в итоге берет случайно выпавший. А это отталкивающий фактор.
И все-таки, все проблемы со временем решаются, а продажа дизайнерских сувениров через торговые автоматы не самая плохая идея. На западе дизайнеры уже давно взяли на вооружение торговые автоматы, предпочитая также как и Елена, автоматы сегмента мини-вендинг (механические автоматы, кондоматы, автоматы сигарет и пр) брендируют их, превращая каждый автомат в отдельный арт-объект. В Европе такие аппараты устанавливают в туристических центрах и продают сувениры местной тематики.
Российский проект Tutti Arti — это, как и западные проекты, торговые автоматы, которые продают разные сувениры, и сами авторские сувениры.
Сувениры в автоматах или Arti-штучки изготовлены или подобранны специально для арт-площадки или арт-события. В основном это бижутерия, аксессуары и игрушки, сделанные вручную, исключения редки.
Проект по установке вендинговых аппаратов Tutti Arti постоянно расширяется. Торговые автоматы оснащены купюроприемником и вмещают от 50 до 100 (в зависимости от размера) капсул. Размеры торгового автомата — 46,5/148,5/36см, вес — 26кг. Каждый аппарат продает свою коллекцию arti-штучек, ограниченным тиражом.
Коллекция состоит из 5-10 видов сувениров, одной тематики. Коллекция демонстрируется на витрине автомата, но, к сожалению, невозможно угадать, что получит покупатель. Цена на сувениры не превышает 500 рублей